Замерзшие души

Красивые «Замерзшие души», номинированные на приз жюри Санданса, добрались до России с историей о Поле Джаматти, чью душу Дина Корзун похитила и отвезла в Петербург.

Замерзшие души (2009) / Cold Souls

комедия / драма

Режиссер: Софи БартеВ ролях: Пол Джаматти, Дина Корзун, Эмили Уотсон, Дэвид Стрэтэйрн, Кэтрин Уинник

Актер Пол Джаматти (в исполнении актера Пола Джаматти) репетирует «Дядю Ваню». Чеховский психологизм довел Пола до депрессии, но тут он определит из статьи в «Нью-Йоркере» о новой услуге: сдать душу на хранение. Решившись, он вверяет собственную бессмертную красивому доктору наук (Дэвид Стрэтэйрн), некое время киснет без души, позже решает, что с «Дядей Ваней» ему окажет помощь душа русского поэта, которую предлагает заботливый доктор наук. «Дядя Ваня» идет замечательно, вот лишь душа поэта – это душа русской фабричной работницы: контрабандистка Нина (превосходная Дина Корзун) нелегально провозит приобретённые за бесценок русские души в богатую Америку. Она же похитит душу Пола, в то время, когда супруга русского олигарха, грезящая об актерской карьере, захочет себе душу американского актера. Бессмертную сущность Джаматти ей подсунут как душу Аль Пачино.

В случае, если пересказ звучал мало как Ионеску в постановке «Театра.DOC», то это только отечественная вина. Скорее, тут имелся ввиду «Быть Джоном Малковичем», лишь сочиненный Николаем Гоголем в качестве потерянного тома «Мертвых душ» – снявшая фильм Софи Барте этого, вобщем, не скрывает.

Но, основное преимущество красивых «Замерзших душ» не в образованности, а в сопутствующем ей восхитительном отсутствии самолюбования – на какое количество это по большому счету допустимо для арт-хаусного хита, развеселившего два года назад Санданс. Триллер с русской мафией, ужасной контрабандисткой Ниной, пустынным Брайтон-бич и облезлым зимним Санкт-Петербургом так бережно и невозмутимо надстроен около неприглядной горошины, форму которой приняла душа Джаматти в хранилище-кубышке, что хохот тут появляется ежеминутно уже не из шуток («Нет! Я не желаю, дабы мою душу послали в Нью-Джерси!!!»), а из самого воздуха фильма. Блуждание Джаматти по Питеру – чуть не лучшая реприза в жанре «Забавные приключения чужестранцев в РФ», олигархический бандос так убедителен, словно бы уже видел его где-то, лишь не можешь отыскать в памяти – где, ужасная интонация «первый мир встречает третий» все время подрывается вздором, а вздор, со своей стороны – достоверностью истерик Джаматти и потерянности Корзун.

В РФ, возможно, «Замерзшие души» наблюдать еще увлекательнее, чем в Америке: отхихикав, на выходе из зала подмечаешь за собой некую меланхолию. Помой-му, в отношениях мы-они все обрисовано правильно: диалог неосуществим, товарооборот налажен (мы им потерянные души, они нам – фильмы с Джаматти и Пачино), а трепотня про русскую душу ушла в прошлое вместе с врачом Живаго и чаем в подстаканниках. Но фильм Барте, помой-му не отрываясь от хорошей триады западного кино о России «холод-бедность-безнадега», сумел сообщить об этом месте что-то интуитивно весьма верное, и инфицированный душой русской заводской работницы Пол Джаматти это «что-то» определенно ощущает. Возможно, что душа тут до того некрепко держится за тело, что реализовать ее кроме того несложнее, чем почку. А вот по какой причине она так некрепко держится, про это Гоголь уже писал.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: