Темная ночь, темная ночь

Фильмы Дмитрия Астрахана столь же демократичны, как он сам в личном общении, что, кстати, уникальность для отечественных режиссеров. Мессианских претензий не имеет, а дело собственный знает. Действительно, дело выгорает не всегда. В то время, когда постоянный астрахановский сценарист Олег Данилов пишет что-то одномерное, одну лишь интригу, тогда сценарная условность сталкивается с программным режиссерским бытовизмом, выходит фальшь («Перекресток»), наблюдать на это не легко. В то время, когда в драматургии появляется минимальный второй замысел и хоть намек на обобщение, выходит намного более правдоподобно, и наблюдать весьма интересно («Желтый карлик»). Новая мелодрама «Чёрная ночь» относится к последней категории. На ней не заскучают ни тинэйджер, ни пенсионерка. Не смотря на то, что в случае, если это вправду «фильм про тебя» (так он рекламируется), будет безрадостно.

Простенькая история очередного «генеральского сына» (сына нового русского миллионера) и «титулярной советницы» (нищей бомжихи), встретившихся на одну ночь, дабы неизбежно расстаться, в фильме стала только предлогом для бессчётных наблюдений за отечественной сегодняшней судьбой. Это не означает, что главные храбрецы (Елена Крестинина и Андрей Семенов) – несегодняшние и выпадают. Нет, легко рядом с легко взбунтовавшимся семнадцатилетним мальчиком и легко шлюховатой молоденькой женой воина-калеки масса вторых колоритных персонажей. Мамаша храбреца – королева жлобов. Папаша – соответственно, король. Пьяный режиссёр в ночном клубе. Пьяный госдеятель в ресторане. Пьяные соседи героини по полуразрушенной школе, перевоплощённой ими в общагу. Пьяные гости на свадьбе в данной общаге. Папашина секретарша – трезвая девушка легкого поведения. И без того потом. Фильм приятно, негрязно снят, в нем и лимузин с бассейном, и квартира с евроремонтом, но чувство грязи, как телесной, так и душевной, всю дорогу не покидает.

Не знаю, возможно, миллионеры совсем не такие, но жлоб с юморочком выглядит весьма быстро. И среди всех этих живых людей нет ни одного культурного, мало-мальски приличного. Наряду с этим фильм – вовсе не сатира, а квази-мелодрама. Некий подъем над махровой мелодрамой осуществлен за счет закадрового голоса. Данный прием – комментарий от лица одного из персонажей – уже был использован в «Желтом карлике», но в том месте нечистая душонка была у стареющего плейбоя. В «Чёрной ночи» душонка немногим чище у отечественного «яркого будущего». Все имеется у парня – каратэ и английский язык , зеленые в каждом кармане, приятная наружность и помой-му кроме того мозги. Душевных сил нет по большому счету. Это значит, что юноша ни разу в жизни не встретил снова же хоть одного приличного, культурного человека. Кроме того представления не имеет, как это выглядит.

Мы все в наше время – пьяные, подлые, мелочные, ожесточённые, лишь бы оттянуться, с зелеными либо без, другими словами нажраться, потрахаться и дать в морду все равно, кому. Единственная хорошая «героиня» – также простенькая, но военных лет песня «Чёрная ночь». Она совершенно верно подобрана, в силу того, что напоминает, что последнее благородство в отечественном народе виделось только в годы Второй мировой войны. С того времени за полвека ни одного общенародного храбреца так и не показалось. Вырождение налицо. Это в тысячу раз серьёзнее, чем любое государство и любое материальное положение. Идея неновая, но Астрахан выразил ее легко и доступно, с очевидной иронией, со множеством характерных подробностей. Возможно, те, до кого она доходит, хоть полтора часа поплачут и посмеются, вместо того дабы материться? Что если и по окончании сеанса возможно смеяться и плакать и не стесняться того, что тебе не все по фигу? Да и то хлеб.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: