Тарас бульба

В войне «Тараса Бульбы» с Гоголем сложили головы бесчисленные Прокопенки а также супруга Тараса, пугающе раскатанная из ковра.

Тарас Бульба (2009) / Taras Bulba

война / драма / исторический

Режиссер: Владимир БорткоВ ролях: Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Магда Мельцаж, Владимир Ильин

В то время, когда режиссер Владимир Бортко взялся за экранизацию «Тараса Бульбы», он предполагал, что снимает эпос, что демонстрировало верх его уважения к оригиналу. Эпично-не эпично, но граждански выверено начало картины, в то время, когда Тарас – Бодан Ступка воодушевляет казаков речью про ни с чем не сравнимое русское товарищество, которое ого-го жизнь и какое товарищество за него дать не сложно. Товарищи смотрят с одобрением, но вид имеют наряду с этим в полной мере похожий на правду – отчаянных маргиналов с явной тягой к алкоголю, насилию, саморазрушению и самоуверенно-насупленной дикостью. Хрестоматийная встреча сыновей «поворотись-ка, сынку! экий ты смешной» проходит гладко, Вдовиченков в роли Остапа и Петренко-Андрий самоотверженны в собственных дурных свитках, и возможно еще списать на эпический замах прямолинейные замыслы наподобие трех конных фигур, картинно удаляющихся на фоне заката, но с приездом на Сечь картину начинает угрожающе кренить куда-то решительно не в ту степь.

Запорожцы, как им было и положено, разгульничают, бражничают и беспредельничают, но на открытые боевые действия толкает их не Тарасова военная хитрость – огненное желание отправиться навалять-таки неприятелям. Так было у Гоголя, что упивался в собственном тексте вольной реставрацией ветхих времен, и многие поступки и мотивы впрямую растолковывал тем, что век был, мол, таким и люди, дескать, соответствующими, и делать выводы их за это запрещено с отечественными мерками. Нет, в фильме казаки идут на поляков по в полной мере этическим и гражданским обстоятельствам – поляки вторглись, захватили, все сожгли а также убили Тарасову жену (для демонстрации мертвую жену в исполнении актрисы Ады Роговцевой раскатывают из ковра).

В будущем зритель, со школы нечайно ознакомившийся с «Тарасом Бульбой», может со смешанными эмоциями замечать не только противостояние казаков с поляками, но и сложную борьбу режиссера с источником. Режиссер пробует умять произведение под идеологически-верный крой (к примеру, выпустив моменты зверства и всяких ненужных такому фильму младенцев на казацких пиках), но наряду с этим трепетно оставляя храбрецам всю громоздкую литературную обращение Николая Васильевича, что уже и в 26 лет не был никак писателем-реалистом, и создавал не эпические тексты, а скорее – прозаические головоломки, ядовитые для простодушного трактователя.

При передаче оторванные из контекста диалоги и монологи начинают создавать ударный и незапланированный комический эффект. Планомерно погибающие в конце осады крепости казаки попеременно приподнимаясь на плечо клянутся в верности отечеству, войску и, так и ожидаешь, что кто-то из них соберется силами и скажет личную признательность кому-то из вышестоящих фаворитов. Перечисление погибших Прокопенок душевным закадровым голосом Безрукова доводит сцену до кульминации. Горящий на костре Тарас в полной мере по тексту пространно требует соратников уйти по намеченному им маршруту, и рекомендует возвратиться весной и погулять от души. Богдан Ступка, актер огромного таланта, созданный, казалось бы для данной роли, попадает как кур в ощип, а что уж сказать про Вдовиченкова и Петренко. Михаил Боярский выложившийся в роли Мосия Шило, смотрится легко вставным цирковым номером – из-за отсутствия иных мотиваций он также защищает товарищество и честь как давно может, а мы отлично не забываем данный рисунок по сериалу Юнгвальда-Хилькевича.

Вся честная и качественная работа – шепетильно воссозданная гоголевская Сечь, красивая характерная массовка, масштабные батальные сцены, правильный главный кастинг, все, все пало жертвой неравной битвы фильма с гоголевской трелью. И первый Прокопенко погиб, и второй, и третий и двадцать пятый. Все до единого.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: