Романовы. венценосная семья

Картина, первый вариант которой был продемонстрирован на открытии Столичного кинофестиваля, показывает полтора года судьбы царской семьи, с февраля 1917-го по 17 июля 1918 года, в то время, когда бывшего императора с женой, сыном, слугами и дочерьми расстреляли в Екатеринбурге. Заведомое знание, что все закончится в подвале ипатьевского дома, не оставляет нам надежды на другой финал и придает картине не зависящий от режиссуры саспенс – как если бы вас посадили в поезд и разрешили войти по рельсам к пропасти, через которую не переброшен ЖД мост. Нарушить, пускай в воображении, неумолимый движение событий, дабы пощадить тех, кто сидит в зале, реалист Панфилов не вычисляет вероятным, и не вина зрителя, если он отыщет в памяти, что из кинотеатра в отличие от поезда истории возможно выйти.
В самом деле сообщить, Николай II сел в данный поезд не в феврале семнадцатого года, а двадцатью тремя годами раньше и был в нем не несложным пассажиром, но машинистом, не обученным собственному ремеслу и не знавшим, что железная дорога ветвится и не все дороги ведут в Екатеринбург Поэты в стране были прозорливее, и в середине его царствования один из них выкрикнул: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, поднявшись на эшафот!». Но и у Бальмонта не хватило фантазии представить, каким будет данный эшафот. Все революции жестоко обходились с бывшими монархами, но жестокость русской революции перешла европейские пределы: Карла I Британского казнили в одиночку, за Людовиком ХVI Французским на гильотину отправилась его супруга Антуанетта, но дофина пощадили кроме того жестокие якобинцы, разрешив ему умереть собственной смертью. Убийство царской семьи было ужаснее других злодеяний коммунистов, потому, что оно означало, что отныне разрешено все. Потому что в случае, если такое возможно учинить с монархом и невинными детьми, что сказать о других обитателях России?
Панфиловский царь, понявший собственную ответственность, согласится жене, что виновен в смерти собственной своей семьи и страны, но это необычным образом расходится с тем, что «говорит» в картине сам Глеб Панфилов. Все, что происходит в фильме, не имеет связи с тем, что делает в нем царь, исходя из этого его фигура трагична по судьбе, но не по сути. Все эти Родзянки, Милюковы, Керенские, Свердловы, Троцкие, Ленины, Голощекины и Юровские сродни дьяволятам, но это дьяволята, выскочившие на экран, как всевышние из автомобиля, вернее, как линии из коробочки.
В принципе это ясно — режиссера интересует часть, другими словами семья, и он жертвует целым, другими словами страной. Исторический контекст в «Романовых » не более
чем фон, на котором разворачивается чисто домашняя история. Имеется, по всей видимости, собственная логика в том, что семья Бондарчуков некогда сняла фильм о семье Годуновых, а семья Панфиловых – сценарий вместе с мужем писали Инна Чурикова и их сын Иван – о семье Романовых. К слову, это домашнее участие могло быть и больше – Линда Беллингхем отлично сыграла царицу, но Чурикова имела возможность бы сыграть гениально.
Настоящая тема картины – сокровище Семьи. Слово пишется с громадной буквы не по причине того, что семья венценосная, а по причине того, что Семья, как очевидно это ни звучит, имеется база Общества. Не обсуждая индивидуальные и домашние качества настоящего Николая, направляться заявить, что у Панфиловых царь – практически совершенный семьянин, отец и прекрасный муж. И, что близко к этому, но не совсем одно да и то же, отменно вежливый человек. Контраст между культурностью, благородством и нарастающим хамством – самый, предположительно, сильный мотив фильма, многократно отыгранный во взаимоотношениях царской семьи с окружением. Не хватило, возможно, лишь одного штриха – правильной связки между поведением узников и тем, что самый наглый охранник в последний момент отказывается принимать участие в расстреле.
этот мотив и Эта тема, пожалуй, единственное, что обращено к нам, теперешним, в панфиловском фильмр, по большому счету говоря, снятым вне времени и вне rинематографического контекста, и единственное, что в нем весьма интересно. Другое мы знаем – Ходынка и Цусима, 9 июля и 17 января, властитель не сильный и лукавый… Вневременной и пара музейный темперамент «Романовых» – сходу достоинство и недостаток. Недочёт по причине того, что потомки и современники отнесутся к зтим ожившим картинам с прохладой, а преимущество в том, что и через пятьдесят, и через сто лет они не устареют.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: