Рецензия на фильм «дуэлянт». честь требует крови

Год российского кино нам дарит невиданные проекты! Это масштабные фильмы-трагедии (Экипаж, Ледокол), историческая драма Викинг, экспериментальный Хардкор. Картина Дуэлянт от продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова совмещает в себе масштабный план, историческую составляющую и экспериментальный подход. Экранизации романов Бориса Акунина о похождениях сыщика Фандорина были последними авантюрными фильмами, что приковывали к себе внимание широкой публики. С того времени выходили байопики (к примеру, Адмирал) и легковесные молодежные ленты о царскосельских лицеистах (1814). Но интерес к историческому материалу начал угасать. И вот новый фильм режиссера Алексея Мизгирева использует всевозможные уловки (среди них и рекламные), дабы опять возродить приключенческий жанр. Приманкой послужила броская обертка, другими словами художественное оформление (как в свое время было с Вием в 3D), броско стилизованное под воздух стимпанка. Но оказалось так, что данный выпирающий элемент вытеснил все остальные, а режиссура так и вовсе уступила место работе костюмеров и художников!

Тут же стоит оговориться, что стильная картина не есть основополагающей в чёрте фильма, а является художественным средством экспрессии для раскрытия темы дуэлей. Поединки — это неотъемлемые атрибуты картин, воздействие которых происходит в XVIII — XIX столетиях. Это весьма эргономичный и действенный драматургический метод дать добро конфликт между храбрецами. Но самих историй о дуэлях, дуэльных кодексах, о том — какую по большому счету роль они играются в жизни аристократов, — припомнить сложно. И это одно из основных новшеств данной картины. Дуэли были частью жизни аристократов, известных собственной утонченностью души, поэтическим восприятием мира, поиском красоты в каждом предмете — посему в их сознании (и отечественном представлении!) поединки предстают как что-то агрессивное и смелое, где проверятся отвага и храбрость и защищается честь. В Дуэлянте мы видим чёрную изнанку этого явления. Потому-то все окружающее и утопает в мрачной и смрадной воздухе стимпанка!

Данный литературный жанр изображает XIX век в собственном другом развитии и с сильно выраженным научным прогрессом. Мы видим Санкт-Петербург без каких-то привычных опознавательных знаков Северной Пальмиры, не считая узнаваемых каналов, размещения улиц с угловыми зданиями и сверкающего купола Исаакиевского собора. Значительно чаще в кадре присутствуют каркасы строящегося Спаса-на-Крови да подвесного моста через Неву. сюртуки и Чёрные цилиндры, чавкающая грязь под ногами и непрекращающийся ливневой дождь — таким предстает город, населенный бретерами. Другого Санкт-Петербурга, броского и фееричного, с дворцами, фонтанами, парками и аллеями — вы тут не отыщете! Народ тут подлый и низкий; для них дуэль — это не вопрос чести, а только средство для обогащения. Исходя из этого визуальное обрамление фильма и вышло конкретно таким.

Главный герой господин Яковлев (Петр Федоров) поразительно везуч. Он стреляется на дуэлях вместо собственных клиентов, которых ему выбирает тайный наниматель. Яковлев получает на этом солидные деньги; он не опасается смерти (пробуя разные варианты поединков — с пистолетами лоб в лоб, через ширму а также русскую рулетку). Его цель — вернуть себе законное дворянство, забранное графом Беклемишевым (Владимир Машков). Настоящая фамилия Колычев — была потеряна, как и сам титул. Позднее последовало разжалование в воины, прогон через строй и в итоге ссылка на Алеутские острова. Возвратившись оттуда, он грезит отомстить. Но вся загвоздка в том, что он не имеет возможности позвать графа на дуэль, поскольку в соответствии с первому уставу дуэльного кодекса, — драться смогут лишь равные по происхождению. И сейчас под чужим именем — Яковлев — он убивает на поединках людей, попутно думая над тем, как вернуть собственную прежнюю честь.

Фильм конечно же воздействует на зрителя собственной стилистикой.

Эти необыкновенные ракурсы, голландские углы, плавные наезды, цветовой контраст вкупе с индустриальной музыкой — создают особенный фон. Но данный притягательный антураж так насыщен чёрными тонами, что в нем просто-напросто теряются подробности. Не говоря уже о том, что задействованных локаций мало (в случае, если это улица: то в любой момент одинаковый канал, в случае, если помещение — то или зал дворянского собрания, или помещение главного храбреца). Мрачной атмосфере фильма вторит и пара отстраненная манера поведения действующих лиц — сухость, равнодушие, презрение. Вышеперечисленные элементы преобразовались в сочную композицию кадра, талантливую дух захватить, а кое-какие сцены сложились так ясно, что возможно было обойтись и без реплик персонажей.

Но все это очевидно вытесняло содержательную часть фильма. Ни духа авантюризма либо романтизма, не кроме того элементарной драматургии — нет и в помине. Сюжет достаточно тривиальный и прямолинейный, без непредвиденных ситуаций и подводных камней. Градус напряжения только иногда поддерживается в раздельно забранном кадре, но никак не в структуре повествования. Оттого-то на выходе тебя переполняют весьма необычные эмоции!

Фильм Дуэлянт нельзя назвать громадным разочарованием; но и возложенных надежд он не оправдал. Каким бы ни был план авторов, но наскучить зрителю в их замыслы точно не входило. Искусная и пестрая на краски картина конечно же радует глаз, но душу радует глубина. Этого именно таки и не достаточно фильму — глубины содержания. А в двухмерной плоскости сюжета запомнились лишь подробности проведения дуэлей!


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: