Рецензия к фильму «знамение». день, когда земля остановилась насовсем

В 1959-м в школе под Бостоном в честь дня её основания закладывают в бетон «капсулу времени» с картинками младшеклассников о том, каким они видят мир через пятьдесят лет. В 2009-м на очередной годовщине школы капсулу извлекают и раздают картинки современным младшеклассникам. Всем достаются ракеты и роботы, и лишь глуховатый сын доктора наук астрофизики приобретает необычный листок, сплошь исписанный цифрами.

«Скукота» — заключает его друг, посмотрев на рисунок. Но мальчик, бесплатно что сын постоянный зритель и астрофизика канала «Дискавери», предполагает в противном случае: «Может, это какая-нибудь математическая тайная, наподобие ребуса?».

Позднее папа мальчика – Джон Кестлер, сравнительно не так давно утративший жену и топящий собственное горе и разочарование в устройстве Вселенной в бокале с виски, – случайно найдёт среди цифр на листке дату атаки на ВТЦ и точное число жертв террористического акта. Начав искать другие совпадения, он выясняет, что на листке перечислены все самые значительные мировые трагедии за последние 50 лет, три из которых вот-вот случатся. Про последнюю на листке указана лишь дата, а вместо числа жертв – таинственные буквы ЕЕ, от которых астрофизик теряет сон и покой.

Чувство близкой неотвратимой трагедии – тематика многих фильмов сейчас, знаменующая, что жить стало хуже и мрачней. Голливуд и раньше практически в каждом блокбастере угрожал уничтожением Америки либо всей планеты, но до недавнего времени в них не было такой жуткой и неизбежности и давящей атмосферы необратимости кошмарного финала. «Знамение» к тому же поставлено живым классиком кинематографа образов Алексом Пройасом, что собственными картинами «Я, Тёмный» город «и робот» подтвердил, что видит больше, чем остальные.

Фильм сделан на грани шьямалановских тягучих размышлений, и сюжет «Знамения» хула-хупом нанизан на один из вечных споров о мироустройстве – про то, имеется ли во Вселенной верховный порядок либо его нет. Мнение Пройаса о том, имеется ли у Вселенной замысел по поводу всех нас либо нам уготовано только тщетное прозябание на куске грязи, мчащемся по орбите среди холодной нескончаемой темноты, давало слово быть не очевидным звуком. Но Пройас почему-то спекулирует с ответом на основной вопрос: по окончании всех препитий зрители остаются при собственных – кто-то верит в порядок, кто-то чувствует хаос, а кто-то не вспоминать.

«Знамение» временами думается альтернативой «Дня, в то время, когда Почва остановилась» 1951 года. Не удивлюсь, в случае, если внезапно выясниться, что Пройас задумывал собственный фильм как современный вариант той голливудской классики: с поправкой на кризис и выросшую потребность в антидепрессантах. По крайней мере, это сходу очень многое бы растолковало.

Фильм выстроен собственного рода философским триллером: экшен-моментов в «Знамении» много, не смотря на то, что практически все они так или иначе засвечены в рекламных роликах. Моменты с поездом и самолётом метро сделаны так реалистично-жутко, что очень впечатлительным смогут позже являться в кошмарах и по большому счету забудутся не скоро. Ну а моменты с теми, про кого по большому счету лучше ничего не знать, планируя на просмотр, вынудят оцепенеть и хладнокровных.

Выбор Николаса Кейджа на ключевую роль в «Знамении» вряд ли был случайным. Известный своей кислой миной Кейдж был совершенной фигурой для фильма о невыносимо жалко и довольно глупо потерянных возможностях. Алекс Пройас продемонстрировал, как убог и жалок современный человек в попытках прозреть и спланировать собственное будущее, и как много он вследствие этого не успевает и упускает из внимания. Роман с красивой брюнеткой, душевное общение с втором, чуткость к сыну: любой из нас с вами, прохлопавший такое – сам себе унылый Николас Кейдж.

Мы всё время занимаемся срочными делами и не успеваем делать серьёзные. И в итоге остаемся на груде тёмных камешков, каковые, как выполненные срочные дела, из которых состояла жизнь: прекрасные, но тщетные. «Знамение» содержит, в сущности, один, но таранной мощи посыл: оно окунает нас в холодящую душу идея, что всё может кончиться в любую неподвластную нам 60 секунд – хоть ночью в номере отеля, хоть на автостраде, хоть в метро. Хоть вот прямо на данный момент.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: