Рецензия к фильму «затащи меня в ад». светить везде, гореть в аду

Озабоченная собственной карьерой в банке сотрудница кредитного отдела Кристин отказывается продолжить кредит на дом старухе-цыганке. Старуха сперва умоляет, а позже нападает на Кристин и накладывает на неё ужасное проклятье: через три дня девушку утащат в преисподняя. Сэм Рейми, истомившийся на нескончаемых паукообразных по настоящим аццким кошмарам, вырвался из склепа высокобюджетных постановок, куда его заточили продюсеры, и снял искрометный фильм-шабаш. Как написала в отзыве на «Затащи меня в преисподняя» одна женщина, «до просмотра я планировала поступать на банковское дело, а сейчас думаю: может, не нужно?».

До «Затащи меня в преисподняя» Сэм Рэйми не сидел в режиссерском кресле настоящего ужастика 17 лет. Быть может, исходя из этого фильм вышел таким бодрячком – энергичным, по-хорошему ужасным и полным чернейшего юмора.

Рэйми применил в собственной комедии кошмаров успехи современного кино по части эффектов, но духом «Затащи меня в преисподняя» — из 1980-х: это камерный кошмар в интерьерах нескольких домов, кафе и одной могилы на кладбище. Фильм вышел весьма захватывающим: кроме того, по сути, развлекаясь, Рэйми сделал на уникальность гениальное кино и выстроил воздействие так, что от экрана не оторвешься.

История достаточно схематичная: в ней действуют важная женщина, один раз поменявшая собственной простой доброте, кукольный бойфренд, наглый карьерист из банка, вредная цыганская колдунья, увлеченный предсказатель судьбы и без того потом. Но из этих шаблонных характеров, сыгранных молодыми самородками Элисон Ломан, Джастином Лонгом и пр., Рэйми умудряется выжимать такую убедительность образов и актёрскую игру, что сам данный подход думается насмешкой и стебаловом над жалкими потугами некоторых голливудских фильмоделов снимать драмы.

Как и в части сюжета с персонажами, «Затащи меня в преисподняя» сделан приёмами и банальными методами, трудящимися в картине небанально. Режиссер применяет простые и заведомо вторичные постановочные ответы. (Из необыкновенного в фильме разве что фееричный говорящий козёл, которого раз заметишь – не забудешь.) Вот Кристин определит, что за ней идет демон из ада, и изображение на экране наклоняется: это мир в её глазах кренится, словно бы домкрат подставили. Вот шорохи, тени и тревожные трели нагнетают воздух: напряженно ожидаешь, что вот-вот что-нибудь выпрыгнет, но ничего не происходит – а когда расслабляешься, тут сходу и выскакивает бяка.

В этом смысле «Затащи меня в преисподняя» — настоящее «платье из занавески»: забрав клишированный сюжет и шаблонных храбрецов, поместив их в типовые интерьеры и сняв всё это в далеком прошлом изжеванными приёмами, Рэйми выдаёт актуальный, сочный и искрометный ужастик, которого в далеком прошлом ожидали критики и зрители (оцените рейтинги). Кроме наслаждения от работы над комедией кошмаров, которую он делал для себя и по своим правилам, режиссер, играючи, уделал своим фильмом всех сотрудников по цеху. Те семнадцать лет, что Рэйми отсутствовал, они старательно наполняли жанр копиями азиатских страшилок и пилами-хостелами, с умным видом рассуждали про зомби-эпидемию – а он, играясь по ветхим правилам, не выходя за пределы поля, забрал легко и сделал за копеечный бюджет самый актуальный ужастик, обойдя их всех по касательной. Вот что означает настоящий талант «ветхой школы» — учитесь, пока он жив!

«Затащи меня в преисподняя» приводит к смешанным чувствам отвращения и веселья. Смешно, в то время, когда на кладбище крест бьёт по голове; но в то время, когда в рот героине выливается трупный яд – это отвратительно до рвоты. Таков целый фильм: не столько смешной, сколько злорадный (так ей и нужно, банкирше!); не столько ужасный, сколько неприятный (старуха кашляет слизью и вынимает вставные челюсти, буэ-э).

По атмосфере ужастик мрачно-ироничный: до тех пор пока наблюдаешь, ты совсем не не сомневается в радостном финише – таковой фильм может кончиться чем угодно. И по большому счету, «Затащи меня в преисподняя» вдребезги разрушает веру некоторых в тот факт, что с хорошими людьми не имеет возможности случиться ничего нехорошего. Может, и еще как – в этом вся ирония! Только что у тебя была хорошая работа, красивый бойфренд, и жизнь удавалась – но вот ты уже по уши в грязи копошишься в чужой могиле, а из ада идёт рогатое чудовище по твою душу.

Стилистикой «Затащи меня в преисподняя» мало напоминает великую комикс-экранизацию Френсиса Лоуренса «Константин». Мрачная веселие в деле борьбы с демонами, которая была характерна Джону Константину, в ужастике Рэйми скорее на счету режиссёра: это он ожесточённым демиургом насылает на девушку Кристин адских сущностей и одобрительно ухмыляется за кадром, в то время, когда она, стиснув губы, решительно справляется с очередной напастью.

Мужественное упрямство основной героини, её решимость бороться с адом без истерик вызывают к ней симпатию. Такая женщина, как экзорцист Константин, скорее продемонстрирует «фак» Люциферу, чем расплачется, – и лишь так и направляться общаться с личными кошмарами, вызывая их на бой. Решимость в этом деле подобна беспроигрышному «пари Паскаля»: кроме того в случае, если утащат в преисподняя, преисподняя сам еще об этом пожалеет. Как выдал в лицо своим ненавистникам Роршах в бескомпромиссных «Хранителях», «это не меня с вами закрыли – это вас запрели со мной».


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: