Рецензия к фильму «враг». свидание с собой

Смотрится фильм весьма не легко. Это такая урбанистическая шизофрения, медлительная, совсем лишенная драйва, с обилием тягостных пауз в немногочисленных беседах-репликах, блеклой песочной цветовой гаммой, фактически без ощущения саспенса. Для психотерапевтического триллера, на что настраиваешься заблаговременно, это думается абсурдным и вызывает кроме того раздражение, так что хочется сразу же по окончании сеанса забыть фильм со всеми его смыслами и посылами. Но однако он не отпускает и требует посмотреть назад еще и еще раз.

Сюжеты о двойниках, раздвоении сознания и личности, параллельных судьбах в кино не новы. И преподносятся более динамичным, эмоциональным а также радостным образом. Но в тягостной медлительности и неподвижности, которую в качестве формы избрал режиссер Дени Вильнев, имеется смысл и свой стиль.

История несложная. Невзрачный учитель истории в колледже Адам (Джейк Джилленхол) живет достаточно бесцветной замкнутой самодостаточной судьбой, скрашивая ее регулярным сексом с ненасытной и успешной подругой Мэри (Мелани Лоран), столь же систематично наблюдает во сне шизофренические мрачные кошмары с большими пауками и эротическими мотивами. Случайно на видео-кассете из проката видит актера (тот же Джейк Джилленхол) — собственную буквальную копию. На собственную беду начинает его искать и как наркоман подсаживается на жажду попытаться чужую жизнь, которая кроме того что его не сбывшаяся мечта (он желал стать актером), но еще и полна того, чего ему так не достаточно в собственной — ласковой любящей жены (Сара Гадон), странных тайн и острых ощущений.

Все полтора часа Вильнев и Джилленхол искусно водят нас за шнобель, отстраняясь от интерпретации подоплеки событий, разрешая самим гадать над смыслами и выбирать устраивающий нас вариант. Историк актёр и Адам Энтони — буквальные двойники? Во всем, кроме того отметинах на теле? Возможность этого события ничтожна, но конечна, а, значит, настояща. Возможно, они когда-то разлученные близнецы, не подозревавшие о существовании друг друга? Не зря в фильме появляется мама Адама (Изабелла Росселлини), дама очевидно с богатым прошлым, которая таки роняет фразу с многими смыслами. Но продолжить расследование в этом направлении Вильнев отказывается и мама мелькает только в камео. Либо объяснения происходящего кроются в нервных расстройствах храбреца, обычных для обычного обитателя современного мегаполиса (фильм снят в Торонто) с его запредельными стрессами? Раздвоении личности? А быть может, двойник Адама легко его фантазия? Либо бредовый сон? К концу фильма, кстати, грань между сонным кошмаром и реальностью уловить тяжело.

Последний психоаналитичсеский вариант пожалуй более уместен в контексте психотерапевтического триллера. А также история к финалу как бы пробует весьма прихотливым образом соединить двойников в одно, похоронив цинизм и сделав ставку на гуманистические сокровища. Но неясно, сколь окончателен и важен Вильнев в данной попытке, в силу того, что, повторю, грань между явью и сном совсем стерлась. И в случае, если в следующую 60 секунд, оставшуюся уже за рамками фильма, храбрец проснется, то все будет альтернативно.

О пауках, которыми насытил фильм режиссер. Паук в мифологии — знак дьявола и зла, ткущего паутину для душ грешников; знак жестокости, неутомимости в плетении сетей для привлечения успеха. Паук во сне — скрытые страхи, состояние, близкое к помешательству, сосредоточенность на собственной личности, трудности общения. Из неспециализированных мыслей это намек на чёрную изнанку души, помещенную в оболочку милого тихони без претензий, и явную психологическую нестабильность храбреца.

По какой причине фильм назван Неприятель? Вряд ли легко для разнообразия, дабы не путать с другими двойниками. В контексте истории и Адам, и его двойник, либо скорее alter ego Энтони, неприятели первым делом сами себе, но невольные, как заигравшиеся дети, каковые забыли о необходимой бдительности и враждебном окружении.

Джейк весьма оптимален. Тяжело представить кого-то на его месте. Он начинал в кино с артхаусных проектов (Донни Дарко, Юноша из пузыря), стойко держится хорошего авторского кино и ролей с весьма непростым психотерапевтическим рисунком. При его наружности, подходящей для ролей супер-храбрецов, и соблазнах современного развлекательного кино, в которое вкладываются громадные финансы, эта позиция заслуживает уважения. Джейк мастерски и достаточно скупыми средствами, что особенно полезно, делает собственные персонажи живыми, запоминающимися, и прочно удерживает зрительское внимание. Его игра — лучшая часть фильма. Это уже второй их совместный с Вильневым проект по окончании Пленниц, не обращая внимания на кое-какие минусы заслуживающий внимания.

В порядке опыта, добавившего еще один слой и без того многослойной истории, быть может, следовало бы роли Сары Гадон и Мелани Лоран кроме этого объединить одной исполнительницей. Они и без того достаточно похожи, но интриги это добавило бы. Не смотря на то, что еле представляю , кто из современных молодых актрис имел возможность это осилить.

Фильм далеко не мейнстримовый, очень своеобразный, быть может, излишне и непривычно медлительный, но особенные любители киноделикатесов отыщут в нем довольно много вкусностей и отсылок к классикам жанра экранного абсурда и психологического триллера. И возможность порешать психотерапевтические ребусы after party. Не знаю, на какой ноте заканчивается роман Жозе Самараго Двойник, экранизацией которого стала лента, но обилие вопросов, поставленных финальной сценой Неприятеля, додаёт ему под конец вопросов и живости.

Режиссер Дени Вильнев по комплекту 2014 делается участником Американской Киноакадемии.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: