Рецензия к фильму «голгофа». о христианстве по-ирландски

Ирландский кинематограф, как и ирландская литература, занимают особенную нишу во всемирной культуре в целом. В том месте где у всех других намеки, экивоки, позы и тягомотина, ирландцы без жеманства ставят точки над i и щедро сдабривают все своеобразным тёмным юмором. Исходя из этого кроме того напряженная драма библейского толка, не смотря на то, что и помещенная в декорации 3-го тысячелетия, в интерпретации ирландцев смотрится не как нравоучительная воскресная работа, но как ироничный триллер и мудрое откровение.

История, поведанная Джоном Майклом МакДона, имела возможность бы шокировать, если бы не была подана с таковой безграничной иронией и житейской простотой, переходящей в сарказм. Провинциального ирландского священника отца Джеймса Лавелля (Брендан Глисон), человека редкой терпения и доброты, гуманиста по призванию, планирует убить один из прихожан, допустим Х, в юные годы пострадавший от педофилов-священников. О чем Х и даёт предупреждение отца Джеймса заблаговременно на исповеди без отпущения грехов и дает семь дней срока привести в порядок дела. Его обидчик в далеком прошлом мертв, но гнев и боль все никак не утихнут и взывают к мести, а месть будет тем более полной и принесет тем больше равновесия в мир, как складывается в его воспаленном мозгу, чем чище и безукоризненнее будет ее объект.

Папа Джеймс принимает данный вызов судьбы стойко и тихо как собственный крест. И вот мы совершаем медленное недельное восхождение на Голгофу вместе с Бренданом Глисоном, что так непревзойденно прекрасен, щекотлив, умён, страстен, мощен, неисчерпаем как стихия, полон самоиронии, что в случае, если их совместное с Джоном Майклом МакДона послание не прикоснётся зрителя, то можно считать человечество неисправимым. Фильм уже отмечен на Берлинском кинофестивале 2014 призом экуменического (христианского) жюри.

В связи с Голгофой многие отыскали в памяти французскую ленту Робера Брессона Ежедневник сельского священникa (1950) с похожим сюжетом. В голову приходит еще один фильм 2003 года, не смотря на то, что и сделанный в мистическом ключе и на пара другую тему — Пожиратель грехов Брайана Хелгеленда, о загадочных личностях, которыми владел некоему ордену, посредством сложного ритуала практически впитывающих грехи отходящих в мир другой, очищая их души и всю землю от скверны. Пожирателями были Питер Уэллер и наследовавший ему папа Хит и — Алекс Леджер.

Папа Джеймс Лавелль также пожиратель, лишь без всякой мистики. За отпущенную ему семь дней он разговаривает с паствой, состоящей частью из забавных и недалеких, частью из страшных и циничных фриков, каковые успевают накормить его ужасным ядом собственных тайн со дна души, испытывая его безграничные способности и ангельское терпение всепрощения. сочувствие и Внимание он дарит всем в надежде, что люди не неисправимы. Успевает пообщаться с дочерью (Келли Райлли), которая в далеком прошлом живет собственной небезгрешной судьбой в Дублине и приехала на время зализать раны, но к финалу выясняется подлинной дочерью собственного отца. Дискутирует с сотрудниками- священниками — как и следовало предположить, людьми далекими от подвижничества. И утверждается в том, что через чур нередкие проповеди о грехе в отсутствие бесед о добродетели и просто любви не приближают человечество к идеалу.

Нереально представить никого иного на месте Брендана Глисона, он как фундамент вещей, как неколебимая гор, о твердь которой разбиваются каждые штормы — замечательный рыжий упрямый ирландец и одновременно терпеливый гуманист. Но и паства его неповторима — автор, мясник, миллионер, доктор, африканский иммигрант, неверная супруга, мальчик-служка — сплошь нигилисты и скептики: Крис О`Дауд, Эйден Гиллен, Дилан Моран, Исаак Де Банколе, М.Эммет Уолш. Чем-то они напоминают эксцентричных придурков из фильма Семь психопатов, снятого Мартином МакДона, братом Дж.М.МакДона. И в случае, если добавить к Психопатам и Голгофе еще два криминальных фильма от братьев МакДона в один раз в Ирландии и Залечь на дно в Брюгге, получается крутая современная ирландская сага.

При всех отсылках к Библии, картина далека от экранизаций библейских сюжетов. Это важное, но далеко не пресное, философское размышление о современном человечестве и его моральных сокровищах, полное сочувствия и любви к каждому в отдельности и взывающее к лучшему в нас.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: