Рецензия к фильму «белый тигр». дети войны

Вот и Карен Шахназаров добрался до тематики ВОВ, к тому же и в канун 9 мая. Что, в неспециализированном-то, достаточно необычно, учитывая его, режиссера, стиль и манеру постановки, несомненно необычные. А вдруг отыскать в памяти его последнюю картину – неудачную экранизацию Чехова Палата №6 – то необычно вдвойне от столь резкого, на первый взгляд, перехода. Однако, все выяснилось куда более легко, чем сначала казалось: возможно масштабная и традиционно богатая на события тема в руках Шахназарова превратилась всобственно, сходу кроме того и не сообщишь, во что именно она превратилась. Вопрос только в том, отлично это либо не хорошо.

Сначала это необычно. Нет обычного для фильмов про ветеранов прославления и войну героизма, нет сильно выраженного патриотизма, нет развернутых военных действий, да и с персонажами также непросто: их истории, а также частично характеры выкручены до минимума, что непременно наводит на мысли об образах, символизме и других отдающих философией материях.

Чему, со своей стороны, удачно и очертя голову поддакивают Шахназаров с другими сценаристами, как, наверное, и задумывал создатель источника (Илья Бояшов в собственном Танкисте). Особенно это делается заметно ближе к концу фильма, начиная с эпизода – не пологаю, что это спойлер – подписания представителями Германии акта о капитуляции, являющегося, пожалуй, самым необычным и тяжелым для понимания (если не тщетным – то есть к этому все и ведет) моментом фильма. Право, для чего было растягивать разрываемую редкими бумажной волокитой и голосами щемящую тишину на несколько дюжина мин.? Причем делать это в самом финише, незнамо для чего и с какой целью, потому что на идею фильма это ну никак не воздействует.

Что же касается ее порождений неизбежности и концепции войны, то это,со своей стороны, тянет на многотомные/-серийные/-вековые рассуждения и споры, но уж никак не на два часа высказанной в ультимативной форме теории, которая, чего греха таить, больше похожа на тезис. Поэтому Белый тигр утрачивает собственную смысловую нагрузку – через чур громадна она выясняется для этого фильма, так что картине не остается ничего другого, не считая как подкупать собственной формой. Что она с успехом совершает.

Разумеется, хотя преподнести и книжные, и личные далеко не поверхностные думы в максимально солидной оболочке, Шахназаров завернул историю о противостоянии благополучно пережившего 90-процентный ожог кожи (!) танкиста и таинственного германского убер-танка в открыто медитативную, в случае, если так возможно сообщить, оболочку. И это не считая мистики, пронизывающей фильм полностью, на протяжении, поперек и всеми другими мыслимыми и немыслимыми методами, составляя, так, его каркас.

При всей массовке, бронетехнике, количестве и пейзажах мест действия фильм пытается к камерности. Все другие – не то, что массовка, кроме того второстепенные храбрецы – так и норовят отойти чуть ли не на третий замысел, освобождая лишнее место для Верткова (уже, кстати, трудившегося с Шахназаровым в упомянутой выше Палате, притом кроме этого выполняя роль главного храбреца), Кищенко и непобедимого многотонного воплощения германских военной машины и духа. Результатом этого делается предельная концентрация всей ленты на их секунданте и дуэлянтах. И, нужно сообщить, это противостояние – с визуальной точки зрения – без сомнений, удалось, причем благодаря как хорошей актерской игре, так и нежданно захватывающим танковым поединкам.

Касается все это, в первую очередь, Алексея Верткова, поднявшего собственной мимикой, собственными жестами, манерой речи – иными словами, своим благостным лицедейством – образ утратившего память танкиста-экстрасенса на должный уровень. Пожалуй, кроме того на Через чур должный, в случае, если оценивать фильм в целом. Благодаря ему (и оттеняющим его персонажа Вахову и Дорджиеву) диалоги а также периодическое затяжное молчание органично сочетаются с напряженными сражениями. А Виталий Кищенко красивейшим образом воплотил на экране помой-му простого, но в его руках, кроме того без оглядки на сценаристов, получающего определенную индивидуальность майора, которому то ли повезло, то ли нет, столкнуться с необъяснимыми тайными лицом к лицу.

Остается только догадываться, для чего Шахназарову пригодилось в открыто созерцательный, на грани артхауса фильм вдалбливать спорные, но четко определенные мысли поглубже – сохраняем надежду, это были сделано только для сохранения канона источника. Но кроме того при таких условиях никак нельзя оправдать провалившийся под конец сценарий, обрушивший вместе с собой выстроенную самим же режиссером эстетическую конструкцию. А не считая всего этого, необычно еще да и то, что данный фильм разрешили войти в широкий прокат, позиционируя его наряду с этим как очередную если не эпопею, то такую немаленькую зарисовку на столь большую и, как я надеюсь, близкую людям тему. Тогда как ни потрясающая работа оператора, ни тем более Вагнер в качестве музыкального сопровождения не предоставляют – да и не ставят себе таковой цели вовсе – предполагаемый масштаб, а только снабжают должное техническое выполнение немногочисленным бурным изыскам.

Словом, Белый тигр – фильм на редкого любителя. Если вы любите не просто смотреть на безмолвные и – с поправкой на мистику – выполненные достаточно реалистично битвы, и вдобавок и чувствовать себя одним из их участников, переживая вместе с храбрецами не только секунды яростных схваток, но и продолжительные 60 секунд, в противном случае и часы тягостного ожидания – идите на здоровье. В другом случае в общем, оставляю это на ваше усмотрение. И не забудьте, что по окончании их последней встречи возможно смело покидать зал, потому что потом на экране ничего путного уже не будет происходить.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: