По образу и подобию

С 10 по 14 марта в городе Суздале проводился пятнадцатый по счету Открытый фестиваль анимационного кино — единственное в собственном роде мероприятие, воображающее собой годовой отчет достижений русском мультипликации. Помимо этого, в рамках фестиваля был совершён первый интернациональный конгресс Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат.

По большему счету не столь увлекателен сам фестиваль (попутно напомним, что Гран-при забрал Алексей Алексеев за эпизод Зима из сериала Log Jam), какое количество контекст его проведения, то есть вопросы национального финансирования, с которыми столкнулась в текущем году не только анимация, но и целый российский кинематограф.

То, что реформы в сфере национального управления кинематографом будут, никто не сомневался. Переход же от бесед на кухне к детальному дискуссии вопроса на национальном уровне был совершен на совещании Правительственного совета по формированию отечественной кинематографии в первых числах Ноября 2009 года, где вниманию собравшихся был предложен доклад о мерах по увеличению конкурентоспособности отечественной кинематографии, подготовленный сотрудниками Министерства культуры (подробнее об этом см. статью Свободная касса).

И уже практически через 2 месяца, 31 декабря 2009 года, выходит Распоряжение Правительства РФ Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из бюджета субсидий на поддержку кинематографии. Меры по выводу русского кинематографа из перманентного кризиса, предложенные в этом документе, и являются предметом сегодняшних споров.

В соответствии с Распоряжением национальными денежными субсидиями кинематографии с 2010 года будут заниматься две структуры — Министерство культуры Российской Федерации, владевшее раньше монополией в разглядываемой сфере, и реорганизованный Федеральный фонд помощи отечественной кинематографии. В распоряжении Минкульта в 2010 году находится около 850 миллионов рублей, а у новообразованного Фонда — 2,8 миллиарда.

Причем, что весьма интересно, сам Фонд заявленными средствами не распоряжается, а только подает соответствующую заявку в Министерство культуры, которое к тому же осуществляет контроль процесс применения национальных средств. Не смотря на то, что, иначе, возможность вмешательства госслужащих из Минкульта в деятельность Фонда минимизирована за счет предоставления максимума прав в управлении новоявленной организацией попечительскому совету.

Итак, каким конкретно образом русские госслужащие собираются усложнением денежных операций на федеральном уровне поднять с колен российский кинематограф? Все до банальности легко — главная масса финансовых вливаний (те самые 2,8 миллиарда рублей) придется на денежное обеспечение затрат, которые связаны с производством, прокатом, продвижением и показом художественных полнометражных национальных фильмов фаворитами отечественного кинопроизводства.

В случае, если сообщить несложнее — государство отныне ориентируется на коммерчески удачные (а соответственно — широкомасштабные) фильмы, талантливые сделать кассу на внутреннем отечественном кинорынке. В итоге, деньги достанутся тем компаниям (конкретно компаниям, а не фильмам), каковые уже зарекомендовали себя на отечественном кинорынке (к примеру, Централ Партнершип), что разрешает высказать предположение, что уже не так долго осталось ждать вся модель российского кино будет воображать собой своеобразый Голливуд, скроенный по отечественным меркам.

За счет остальных 850 миллионов в 2010 году будет развиваться документальное, анимационное, детское и некоммерческое кино. Таковой резкий поворот в сторону рынка, как вычисляют последовательность специалистов, попросту убьет кое-какие сферы киноиндустрии, а также мультипликацию. Так, в феврале 2010 года аниматоры направили открытое письмо Д.А. Медведеву и В.В. Путину с опасением, что в этом году наступит провал целой отрасли кинематографа — русском анимации.

Таковой пессимизм полностью оправдан. В случае, если взглянуть на программу уже упоминаемого нами ранее Открытого фестиваля анимационного кино, то окажется, что подавляющее количество работ, представленных на нем, — это короткометражки, владеющие нулевым коммерческим потенциалом и требующие огромного количества времени на производство. Так, что в случае, если кроме того найдется продюсер, готовый к продвижению русском мульт-продукции, то вылет в трубу, причем за весьма маленькие сроки, ему обеспечен.

Снижение финансирования остального кино (если сравнивать с прошлым годом — в 2 раза), несомненно, скажется и на русском арт-хаусе, что, к данному моменту, собственный фестивальный потенциал не исчерпал. Пример тому, Серебряный медведь Берлинале, доставшийся фильму Алексея Попогребского Как я совершил этим летом, права на телетрансляцию которого уже купил гостелеканал Россия. А о таких долгоиграющий проектах, как, к примеру, Тяжело быть всевышним Алексея Германа, в последствии легко возможно будет забыть.

Возможность, в случае, если честно, вырисовывается тяжёлая. Будут похоронены целые направления в кинематографе, причем, всеобщего успеха и золотых бокс-контор будущим отечественным блокбастерам, снятым на национальные деньги, никто не обещает. Так что, новым Тарковским сейчас придется здорово экономить — стране кино как мастерство, разумеется, не по карману.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: