Они сражались за…?

Итак, дилогия Никиты Михалкова, продолжающая историю храбрецов Утомленных солнцем потерпела сокрушительное фиаско уже на старте. Не обращая внимания на гламурную премьеру в Кремле с праздничным поеданием торта, не обращая внимания на хвалебные речи сотрудников по цеху и замечательнейший пиар, квинтэссенцией которого стали душераздирающие плакаты, заявившие фильмы Великими еще до премьеры. Кому-то показалось, что всему виной режиссерская несостоятельность, кто-то был склонен растолковывать провал проекта личной неприязнью самой активной части кинозрителей к Михалкову. Но, наверное, неприятность куда важнее, и она практически не имеет отношение к кинематографу.

Первый вопрос: Для чего?

Совсем непонятен был мотив создания столь масштабного продолжения очень камерного фильма Утомленные солнцем. Чуть ли в этом случае возможно опереться на заявления самого Никиты Сергеевича, планировавшего показать миру, что войну победили не союзники с лицом Тома Хэнкса, а коммунистический народ. Так как разве в Спасти рядового Райана обращение шла о том, что войну победил американский десант, высадившийся на нормандские пляжи? В каком эпизоде фильма Стивена Спилберга, что многократно упоминал капитан отечественной киноиндустрии, говорится о том, что союзники забрали Берлин? И неужто глава Альянса кинематографистов России вправду считает, что, в случае, если задать вопрос на улице первого попавшегося молодого человека: Кто победил войну?, — возможно услышать в ответ что-то, не считая СССР?

В этот самый момент появляется второй вопрос: Для кого?

Для оставшихся в живых ветеранов? Это вряд ли. Всем им очень сильно за 80 и представить, что они массово захотят освежить в памяти кошмары войны, показанные с изощренным натурализмом, сложно. Для тех кому за? Но все они выросли на озеровском Освобождении, быковском Аты-баты, шли воины, сериале Национальная граница и произведениях Бориса Васильева, изучавшего войну не в кабинете, из которого площадь Красная видна.

Какой еще правдой возможно поразить поколение, видевшее еще в юные годы самые ужасные фильмы о войне А зори тут негромкие и Иди и наблюдай? Возможно, фильм запланирован на подрастающее поколение, которое фактически ничего не знает о войне, модно ругает под клекот Айфонов америкосов и вычисляет соцсети, изобретенные отнюдь не на их отчизне, адекватной заменой настоящему миру? Также вряд ли. Потому что заклинания о мирном небе над головой, и подвиге прадедов фактически не оказывают действие на людей, самой ужасной проблемой для которых есть отсутствие интернета. Это хорошо и не отлично, и из всех правил, само собой разумеется, бывают исключения, но такова сегодняшняя действительность.

И последний вопрос: какое количество это стоит?

Ну, что из военной классики возможно снять за 55 миллионов долларов? К примеру, Тонкую красную линию, производство которой обошлось в 52 миллиона. В случае, если необходимо что-то чересчур ужасное и натуралистическое, то возможно Перечень Шиндлера, стоивший и вовсе 22 миллиона. Ну, а вдруг необходимо что-нибудь с масштабными баталиями, то возможно поднапрячься, добыть еще миллионов 15 и создать то самое Спасти рядового Райана. Словом, имеется из чего выбрать.

По всей видимости, ответы на все эти вопросы у Никиты Сергеевича были, и вышло то, что вышло. Другими словами фильм, на премьерные показы которого практически никто не пришел. Нет, имеются в виду не приглашенные в Кремль тусовщики всех мастей, а простые зрители, голосующие родным рублем за понравившиеся им картины. Около четырех миллионов долларов при тысяче копий — это не просто провал, это Курская дуга, в случае, если оценивать с германской точки зрения. Ну, а последовавшая за этим отмена премьеры финальной части дилогии, которая должна была помпезно выйти 4 ноября 2010 года, — это уже Сталинград.

Обстоятельство разгрома вовсе не в режиссерской немощи Михалкова, не сумевшего кроме того при помощи звезд первой величины составить из разрозненных баек о войне один вразумительный рассказ. В таланте Михалкова как постановщика никто не сомневается. Все значительно хуже.

Неприятность в полной безыдейности общества, единственным сдерживающим причиной которого есть с мичуринской заботой выращенная вертикаль чиновничьей власти. Нереально до бесконечности повторять патриотические заклинания, единственной настоящей базой которых есть Победа в войне с нацизмом.

Величие прошлого обязано подкрепляться величием настоящего, причем, не мнимым величием, базирующимся только на размере нефтегазовой откатов и трубы. Выстроенная на этом фундаменте программа воспитания патриотизма неизбежно ведет к Утомленным солнцем 2.

У тех, кто снимал Они сражались за Батальоны и Родину просят огня, была точка опоры. Не только в прошлом, в Победе, о которой большая часть из них знало не понаслышке, они видели величие Отчизны перед собой, они верили в него. И пускай большая часть этого могущества строилась на совершенствах, каковые на данный момент признаны фальшивыми либо ошибочными. Но так как были же не только спецпайки для участников ЦК, магазины и закрытые больницы Березка для зарубежных гостей. Был Гагарин, к примеру.

Так что, не судите Никиту Сергеевича строго. Провал Утомленных солнцем 2 разъясняется не бюджетом и не отсутствием режиссерского таланта. А огромной пропастью между мантрами власти, и тем, что мы видим из собственных окон — безграничное стяжательство, полное бесправие, воинствующий клерикализм и… Ванкувер. На данной задушенной сорняками земле тяжело пробиться чему-то стоящему.

Одна надежда — на Брестскую крепость. Она выстояла тогда, дай Всевышний, выстоит и сейчас.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: