Лучшие экранизации: разруха не в клозетах, она в головах

Существует такая закономерность, что советская экранизация – хорошая экранизация. Но и по сей день отечественные режиссеры испытывают ласковую привязанность к классике русской литературы, что выливается в череду фильмов и сериалов на базе произведений Достоевского, Толстого, Булгакова, Лермонтова и многих вторых. Владимир Бортко один из неповторимых в собственном роде режиссеров, что смог поработать как в советскую, так и в эру уже современного телевидения, экранизировав, соответственно, роман и повесть Михаила Булгакова Мастер и Собачье сердце и Маргарита. Оба произведения стали базой для телевизионных проектов, вышли они с отличием в 20 лет: Собачье сердце показалось во второй половине 80-ых годов двадцатого века, а сериал Мастер и Маргарита был выпущен на экраны в 2005. Возможно продолжительно спорить, сравнивая эти работы Бортко, но это уже совсем вторая история.

Храбрец данной статьи двухсерийный фильм Собачье сердце. Картина не стала первой экранизацией повести Булгакова, опередил ее немецко-итальянский фильм 1976 года, один из вариантов заглавия которого: По какой причине лает господин Бобиков?. В отличие от собственного итальянского коллеги, Владимир Бортко решил разбить повествование на две части, что выяснилось нужным в плане полноты передачи исходного литературного материала. Первым делом он увлекателен тем, что чтобы создать эффект хроники, сперва целый фильм был снят черно-белым, и позднее распечатан на цветном позитиве, что и разрешило добиться таковой цветовой палитры: она оказывает помощь зрителю ощутить себя свидетелем событий, каковые словно бы бы происходили в действительности десятилетия назад и были запечатлены на пленку.

Не обращая внимания на то, что в повести Михаила Булгакова все воздействие происходит в Москве, картина снималась в Ленинграде, а многие аутентичные предметы бытовой судьбе: мебель, автомобили, одежда были созданы вручную съемочной командой. Над картиной поработал и Юлий Ким, один из самых известных советских бардов, он написал слова нескольких песен в фильме. К примеру, марш красноармейцев, песню Жёсткие годы уходят, и частушки, каковые мы слышим в исполнении Шарикова, в то время, когда его в первый раз представили публике. Заглавную мелодию картины создал композитор Владимир Дашкевич, она занимает важное место в создании атмосферы и настроения фильма, она трагична, тревожна, она словно бы предостерегает зрителя от чего-то.

Что же касается актерского состава, то трех основных персонажей, около которых и начинается вся история, сыграли Евгений Евстигнеев (доктор наук Филипп Филиппович Преображенский), Борис Плотников (врач Борменталь, помощник доктора наук) и Владимир Толоконников (Полиграф Полиграфович Шариков). Сам Бортко позднее вспоминал, что на роль Шарикова пробовались Валерий Носик, Николай Караченцов, но Толоконников покорил его, сыграв известную потом сцену, где Шариков выпивает за обедом с доктором наук доктором и Преображенским Борменталем, хотя, дабы все!. Он так убедительно и как-то зверски повел себя на пробах, что тут же был утвержден на желаемую роль.

Сыграть Преображенского желали и Леонид Броневой, и Юрий Яковлев, но наконец-то роль досталась Евгению Евстигнееву. Он приезжал на съемки по большей части по выходным, не хотя оставлять собственную молодую жену, актрису Ирину Цывину, в Москве на долгое время одну. Как и Евстигнееву, Ивану Плотникову приходилось кроме этого жить в постоянных переездах между Ленинградом и Москвой, пока шел съемочный процесс, поскольку сейчас он играл в театре Советской армии. Шарика до превращения в человека, нежного и умного пса, сыграла собака по кличке Наказывай. Она служила в милиции, и к началу съемок у нее уже было 38 успешных задержаний. По окончании Собачьего сердца она сыграла еще в 4-х картинах.

По окончании выхода фильм был практически разгромлен советскими критиками, каковые, не стесняясь в выражениях, предлагали отрубить руки и ноги режиссеру, что смог сотворить такое с Булгаковым. За рубежом же лента была принята значительно более благосклонно и имела успех на нескольких кинофестивалях: во второй половине 80-ых годов XX века Владимир Бортко взял приз Золотой экран на интернациональном кинофестивале в Варшаве, в этом же году взял приз За режиссуру на 13-ом интернациональном кинофестивале в Болгарии, фильм кроме этого взял премии и гран-при в нескольких вторых государствах. Однако, приз отыскала собственных храбрецов и в Советском Альянсе: в первой половине 90-ых годов XX века Владимир Бортко, Владимир Толоконников и Евгений Евстигнеев взяли Национальную премию РСФСР.

Саму повесть многие советские критики осуждали за излишнюю антисоветчину, за осквернение образа пролетариата, исходя из этого многие годы по окончании создания она была под запретом и не выпускалась официально. До сих пор остаются актуальными темы, каковые были затронуты Михаилом Булгаковым. Фильм Собачье сердце — редкий пример экранизации, которая смогла остаться на уровне оригинала. И у нас имеется возможность наслаждаться одной из самых броских и сильных работ уходящей эры советского кино, в которой имеется все, за что возможно и необходимо обожать данный фильм: история, прекрасная музыка и актёрская игра, как прощание со ветхим миром.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: