Ласковый май

В прокат выходит фильм «Нежный май» – история одной группы, одного генсека и одной страны, которая распалась, распевая «Белые розы».

Нежный май (2009)

комедия / драма

Режиссер: Владимир ВиноградовВ ролях: Вячеслав Манучаров, Сергей Романович, Максим Литовченко, Екатерина Федулова, Инга Оболдина

Редко, но не редкость. Прослышав о том, что ставят фильм про «Нежный май», ожидали чучелко на узких ножках, а взяли кино. В сущности – стоуновский «Дорз» /Doors, The/ (1990), со минусами и всеми плюсами этого эпохального лубка, но без покойника и с просвечивающей эстетикой трэшевого перестроечного ТВ и чернушных фильмов, каковые «Нежному маю» лишь на пользу.

Детдомовец Андрей случайно был близок к семье Горбачева – познакомился с домработницей тогда еще не президента и генсека, а просто серьёзного партийного госслужащего. Горбачев был человеком хорошим, детдомовец – также, но тщеславным сверх всякой меры. Юноша постоянно мечтал попасть на сцену, но карьера певца была неудачной. И тогда он отыскал певца композитора и юру Шатунова, поэта, киномеханика, начальника кружков самодеятельности Сергея Кузнецова, сочинив из них и из воздуха закипающей страны «Нежный май», став одним из первых в стране продюсеров. Титанические упрочнения по раскрутке группы, подлоги, пара хороших афер, обезоруживающая прозрачный намёк и улыбка на большого покровителя, первый миллион, обезумевшие фанатки, клоны группы (в фильме их не довольно много, по слухам счет шел чуть ли не на десятки) и роспуск «Нежного мая» в один момент с распадом СССР. Разин – новый Великий комбинатор, Шатунов – ребёнок-мятежник, которого заездили до полусмерти, предельная честность к своим, каждые уловки к посторонним и вечная любовь в анамнезе. И столь же вечная тяга к сцене: Разин в фильме, как и в жизни, дико мило танцует на сцене, наряду с этим не поет и не играется. Ему необходимо просто быть в центре внимания.

К действительности все это не имеет никакого отношения. Реальность уныла и мрачна, в конечном итоге не было предельно честных расчетов, вечной любви и, по всей видимости, кроме того рассылки кассет в поездах дальнего следования – кроме того эту легенду на данный момент опровергают. Сценарист фильма, простите, «Супертеща для неудачника» Елена Райская и сериальный режиссер Владимир Виноградов при помощи сериальных дебютантов и актёров выловили его из воздуха все еще растворенный в нем миф «Нежного мая». А уж миф о нищих детдомовских мальчишках, каковые погнались за мечтой и, гм, победили – он и вовсе вечен. Те, кто слышал, как слезные «Белые розы» мчались из каждой пацанской «девятки» с покуривающими утюгами в кожанках, тот согласится.

Но, останься «Нежный май» легко историей одной группы, фильм был бы ровно тем, чего ожидали – очередной продюсерской попыткой съесть с одной ложки два горошка. Но у микрофона на сцене стоит не Юра Шатунов, а грязноватый, звонкий дух времени. И дело не в вареных джинсах, отвратительно ветхом кассетнике как источнике концертной фонограммы и не в засаленных трешницах. Дело в свободе – шальной и тщетной, которая позднее обернется унижением и кровью, позже еще чем-то, а до тех пор пока музыкой, одеждой, возможностью и цветными сигаретами скоро срубить лавэ.

Ну и музыка, само собой разумеется, собственный дело делает. На премьере фильма песни «Нежного мая» игралась живая несколько, с трубой, саксофоном и тромбоном. Трубачи пристально наблюдали в ноты и игрались «Белые розы». Смотрелось это оскорбительно: «Белые розы» огненными буквами выжжены в сердце каждого уже-не-советского человека. Что реакция и фильм на него на премьере еще раз доказали.

Жаль лишь Михаила Сергеевича. Он, думается, так ничего не осознал.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: